zlobin_aa (zlobin_aa) wrote,
zlobin_aa
zlobin_aa

Еще раз об этнотуризме...

          На заре своего блога я довольно много и часто рассказывал об этнотуризме в Югре - посещал стойбища, слушал сказки и побасенки коренных народностей, вникал в тонкости национальных ремесел и нюансы оленеводства, собирательства и рыбалки. Еще тогда мне говорили - а кому это нужно? Если олень, то в жареном виде с брусничной подливкой, а ханты и манси, вообще, пьяницы и рвань. Но я никого не слушал и продолжал рассказывать о локальном туризме. Прошло пять лет, "поездка к ханты" стала прекрасным вариантом туризма выходного дня. Дни рождения, корпоративные праздники теперь с удовольствием проводят на стойщибах, а не в кабаках с тамадой и веселыми конкурсами...



          Перебравшись на Белгородчину, сразу задался вопросом - А тут с этим делом как? А с этим делом тут очень даже здорово все - любознательному туристу выходного дня есть на что посмотреть, а хлебосольному и рачительному хозяину - показать и предложить.

01 - так сложилось, что каждый момент времени я сравнивал хорошо известный мне этнотуризм с туризмом сельским - темой для меня совершенно новой и интересной. Итак, приступим...


02 - колорит. Что у ханты, что у сельского туризма колориту хоть отбавляй. И тут, и там - национальные одежды и угощения. Если ханты встречают окуриванием от злых духов и пирогами с рыбой, то селяне - караваем и гармонью.


03 - масштабы. Сельский туризм тут определенно впереди - площадь этнопарка гораздо больше площади даже самого большого стойбища ханты, да и городскому жителю проще гулять по оборудованным тротуарам, чем по узким тропам...


04 - в сельском туризме считается хорошим тоном иметь на объекте несколько оборудованных источников с доброй водой - это безопаснее для нежного городского организма, чем водица из ближайшей речки у ханты :-)


05 - если у ханты ты получаешь исключительно национальный колорит, национальное же угощение и национальные забавы, то в сельском туризме четко прослеживается забота о любителях пеших прогулок.


06 - что особенно понравилось, даже самый малый ручеек тщательно вычищен, но это и не Югра, где водоемов более чем изрядно, но на безрыбье и чайка чебурек :-) Если у ханты вода - изрядная часть жизни, то у селян - малый элемент.


07 - думаю, что нет на Белогорье мест без религиозных объектов - церкви, храмы, часовенки и купели - всего с избытком. Признаюсь, мне больше по душе сказания ханты о Сорни-Най, но в чужой монастырь со своим уставом...


08 - если у ханты покататься на обласе или выйти на рыбный промысел - обязательная программа, то у селян, довольно часто, даже лодку не арендовать, а жаль, кстати, я бы с удовольствием на веслах походил...


09 - традиционные замочки на мостах у селян или не менее традиционные ленты на деревьях у ханты. Что лучше? Если честно, не знаю. Если замочки - довольно пошлая традиция, то у ханты, как минимум, древний ритуал...


10 - домишки, крытые камышом, конечно, вызывают больше эмоций, чем избы ханты - грубые срубы с нарами и крохотными оконцами, но ханты за красотой не гонятся. Тепло и славно! А тут тебе и наличники, и печка настоящая...


11 - если на стойбище 50 человек - уже толпа, то сельский туризм, благодаря изрядной площади, позволяет проводить и гуляния народные, и экскурсии многолюдные. Опять же, локтями не толкаешься ни с кем.


12 - если уклад коренных обитателей Югры не менялся веками, то сельский туризм делает упор на конец позапрошлого уже века и начало прошлого - дома, быт, орудия труда - все из раньшего времени.


13 - внутри, конечно, наряднее, чем у ханты - тут тебе и ковры, и подушки расшитые, вместо оленьих шкур на нарах да капканов по стенам. Опять же, каждая избушка рассказывает свою отдельную историю...


14 - например, историю игрушек и различных оберегов. Из каких материалов, почему игрушки делались безликими? О всех секретах расскажет приветливая хозяйка домика, поможет сделать игрушку самому или купить уже готовую.


15 - по сути, не только каждый элемент убранства  - артефакт, но и сами дома. Жаль, что о поиске домов, их истории, упоминается короткой строкой, а зря. Как минимум, информационный стенд бы не помешал...


16 - опять же, у ханты уже не увидишь того разнообразия орудий труда, что в сельском туризме. Нарты давно заменили снегоходы, а юркие обласы - лодки из композитных материалов с мощными моторами...


17 - новоделов практически нет. Все подлинное. Что-то проходит номинальную реставрацию, что-то, например, ткацкий станок, стараются восстановить до работосособного состояния, а что-то оставляют как есть, но интересно :-)


18 - в другом доме можно послушать о традициях нарядной вышивки и посмотреть на живые примеры. Не удержался, потрогал пальцем - в жизни бы не подумал, что эту ручная работа - так все аккуратно и качественно.


19 - тут же можно попробовать себя в просписи матрешек, послушать историю, подивиться тонкости узоров и с энтузиазмом разобрать матрешку, добираясь до самой маленькой - с горошину...


20 - отдельная изба про про пьяниц. Почему спиртное называют "зеленым змием"? Потому что в старые времена спиртное наливали в емкости самого дешевого стекла, имеющего зеленоватый оттенок :-)


21 - тут же элементы самогонных апаратов и рассказ о быте пьющих, когда и пол глинобитный, и кружки/тарелки щербатые и общая обстановка убогая...


22 - а вот с этой куклой, входя в дом, даже поздоровался. Свет был от окна, и я подумал, что очередная мастерица ждет гостей, сидя у прялки :-) У бабушки еще помню такие вот занавески в половину окна, и прялка была...


23 - под конец прогулки познакомился с маститым ложкарем - восьмым, на минуточку, в стране! Освежил в памяти анатомию и названия частей деревянной ложки, и понаблюдал за работой мастера...


24 - вжух! И деревянная ложка готова - 15 минут времени, с пяток инструментов и уже можно наводить лоск и украшать. Мастер оказался не только скорым, но и морозоустойчивым - на улице ветер, а он сидит на пенечке для топориком тюк-тюк...


25 - чего не отнять у обоих туризмов, сельского и национального, хлебосольности. У ханты - рыба, мясо да пироги, а у селян - и блинцы, и мед со своей пасеки, и самогон же на меду, и сала кусочек, и огурчики свои...


          Угощение пришлось очень кстати. Погода совершенно не баловала теплом и безветрием, а прогулка по изрядной территории позволила и аппетит нагулять, и к самогону с закусью с должным пиететом отнестись. С момента переезда в Белгород постоянно делаю зарубки в памяти - сюда вернуться с семьей, а сюда заехать, например, на закате. Кстати, Белгородчина - очень удобный регион для туризма выходного дня. Расстояния-то, если в Югрой сравнивать, смешные. Например, до этнопарка Ключи всего 70 км от Белгорода, а к ханты если ехать? 200-300 верст и это не предел...



Tags: Белгородская область, Прохоровский район, Россия, сельский туризм, туризм, этнопарк, этнотуризм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Есть такая традиция

    Пресс-ланч Tele2 Традиция итоги подводить. Кто-то столбиком складывает, кто-то — формулы в Excel сочиняет, а кто-то в хвост и в…

  • Казнить нельзя помиловать

    Обожаю творчество городских философов - всегда глубоко, на злобу дня и вот это все. Главное, чтобы философия не превратилась в вульгарный вандализм,…

  • Эпизоды с Пирожком: открыли велосезон

    Есть таки положительные моменты в стремительном взрослении Пирожка. Мы теперь спокойно можем покинуть родные пенаты, если не на полдня, то на 3-4…

promo zlobin_aa january 29, 2013 17:48 69
Buy for 50 tokens
Вчера перебирал старые отцовы фотографии. На снимках только я и его работа - пожарная охрана. Фотографии техники, пожаров, будней огнеборцев. И мои снимки - и в колготках, и на прогулке, и с мячиком, и на велике... Жаль, что его уже нет. Уже не смогу перекинуться с ним словечком. Б​***ь! Его два…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 78 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →